Создание и обновление предметно-развивающей среды.
В учреждении эффективно реализуется модель развивающей среды.
Она проектируется на основе:
— реализуемой в детском саду Образовательной программы;
— требований нормативных документов;
— материальных и архитектурно-пространственных условий;
— предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
— общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
Все базисные компоненты развивающей предметной среды в ДОО включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Модель развивающей среды: личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогами и детьми.
Цель: содействовать становлению ребёнка как личности.
Задачи:
— обеспечение чувства психологической защищённости — доверия ребёнка к миру, радости существования (психологическое здоровье);
— формирование начал личности (базис личностной культуры);
— развитие индивидуальности ребёнка — не «запрограммированность», а содействие развитию личности; рассмотрение знаний, умений, навыков не как цели, а как средства полноценного развития личности.
Способы общения:
— понимание;
— признание;
— принятие личности ребёнка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения: сотрудничество.
Позиция взрослого — исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.
Ведущая роль в воспитательно-образовательном процессе отводится игре, позволяющей ребёнку проявить свою активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая даёт возможность двигаться, не ограничивает ребёнка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре.
Пространство организовано так, чтобы проводить много вариативные игры. В группе создаётся сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребёнка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов.
Игровое пространство имеет свободно-определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые предоставляют возможность для изобретательства, открытий.
Тип здания: двухэтажное.
Год ввода в эксплуатацию: 1964 год.
Проектная мощность: 138 мест.
Фактическая наполняемость: 158 детей.
Количество групповых помещений: 9 групп.
ДОУ снабжено центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией.
Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности
В ДОУ функционируют специальные помещения:
— кабинет заведующего;
— методический кабинет;
— логопедический кабинет;
— кабинет музыкального руководителя;
— процедурный;
— пищеблок;
— бельевая;
— прачечная.
Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением санитарно-гигиенических требований.
В ДОУ соблюдается санитарно-гигиенический режим. Ведется постоянный контроль за выполнением графика генеральных уборок и соблюдением санитарно-гигиенических норм на группах, наличием моющих средств для посуды, стирки белья и спецодежды.
Групповые помещения ДОУ имеют спальни, санузлы, приемные комнаты, игровые комнаты. Образовательная предметно-развивающая среда в группах организована в соответствии с ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной детской деятельности, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей.
В каждой возрастной группе созданы Центры деятельности:
— «Центр познавательно-исследовательской деятельности»;
— «Центр сюжетно-ролевой игры»;
— «Центр книги»;
— «Центр конструирования»;
— «Центр трудовой деятельности»;
— «Центр музыкально-художественного творчества»;
— «Центр развивающих игр»;
— «Центр искусства»;
— «Центр двигательной активности».
В процессе образовательной деятельности используются печатные пособия, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Имеется достаточное количество различных атрибутов для коррекции плоскостопия: массажные мячи, массажёры, массажные коврики и дорожки. В каждой группе оборудованы спортивные уголки. Для организации работы на свежем воздухе есть групповые участки.
Технические средства обучения:
— компьютер — 1 (с выходом в интернет 50 мбайт);
— ноутбук — 3 (без интернета);
— магнитофон — 3;
— телевизоры — 2;
— ДВД — 1;
— мультимедийный проектор — 1;
— экран со штативом — 1;
— принтер + ксерокс + сканер — 1;
— синтезатор — 1;
— музыкальный центр — 1.